(частный взгляд на встрече с педагогами
системы глобального образования)
Во-первых, я хотел бы искренне поблагодарить
за оказанное мне доверие и предоставленную возможность занять Вас своими
скромными наблюдениями и размышлениями.
И, в свою очередь, постараюсь не
злоупотреблять Вашим добрым расположением.
Любой человек, встречая кого-то в первый раз,
невольно спрашивает себя:
- А почему я
должен его слушать? И зачем все это нужно мне?
Лучше ответить на эти вопросы сразу.
Кто я такой? С точки зрения социальной
значимости - НИКТО, Капитан Nemo.
Или, скажем,
- я маленькая частица окружающего вас мира, и эта частица не собирается
посягать на ваши ценности и достижения:
1) у меня около 10-15 минут, в течение
которых я не буду напрягать вас строгостью
теоретических формулировок или потрясающими идеями
2) мы с вами попробуем обратить внимание на
свою жизнь и вопросы, которые приходится решать каждому (я повторюсь - каждому из нас)
3) Вы сможете убедиться, что те же проблемы
возникают у наших детей, и они также как и мы ищут пути решения. И так же, как
и мы с Вами порой заявляют: "Да-а-а-а, если бы я знал об этом
раньше!"
4) я продемонстрирую Вам -
что происходит в жизни и на работе с людьми, считающимися нашим обществом
"подготовленными к жизни".
Но самое радостное в моих мыслях - надежда на
то, что развивающиеся технологии обучения приведут к необходимым знаниям и
удостоятся искренних аплодисментов.
…есть одна просьба - попробуйте больше
прислушиваться к себе, нежели к моему изложению.
Я расскажу вам несколько обычных историй, и
мы сможем вместе порассуждать -
- а как,
собственно, искать ответы на некоторые вопросы
- удалось ли
кому-нибудь из нас избежать этих тем в жизни
- дает ли
наша система образования нужные решения
- так ли уж
новы подобные знания в истории человечества
Давайте вспомним – когда в нашей жизни мы
начинаем ощущать появление проблемы? Когда нам больно, неприятно,
дискомфортно и, когда мы знаем, что считать проблемой.
А закладываются они уже тогда, когда мы
впитываем с детства образы «хорошо-плохо».
Но хорошо или плохо – это
оценки, устоявшиеся в обществе, которые могут меняться и меняются.
А почему
бы не дать ребенку следующую картину: нет ни плохого, ни хорошего
– есть последствия. Тогда ему придется сосредоточиться на том, готов ли
он принять эти последствия?
Вместо этого люди озабочены
сортировкой ярлыков. И замыкаются в пространстве приличий, зачастую объясняя
свой выбор тем, что «так надо».
Есть, безусловно,
общечеловеческие ценности, но и здесь мы умудряемся приспособить их для
собственного удобства:
Скажите, хорошо
ли любить прекрасное? …-Да.
А любовь к
человеку, какое место занимает она в
школьной программе? - Очень даже существенное.
Можно ли любить ребенка? - Да. А второго? -
Ну, естественно.
Может ли нравиться
цветок…, а много цветов? Хорошо, что тебе нравятся цветы? - Хорошо.
Тогда скажите -
нужно ли подавлять чувство любви? Смешной вопрос, не правда ли? Но смех
превращается в негодование, когда избранные произведения искусства диктуют нам
иную трактовку любви в отношении мужчины и женщины. А вот здесь, видите ли,
нельзя так, здесь нужно подавлять (или скрывать) чувство любви или рвать
отношения… Т.е. так любить другого - это плохо, так нельзя. Если уж ты кого-то
любишь, то будь добр, больше никого не замечать. Ты – принадлежишь мне!
-
Иисус,
ты любишь этих людей?! Ты же нас любишь, значит, не должен любить
других. Иначе, какая это любовь! К тому же они римляне, что ты в них нашел! Не
хо-ро-шо-о-о…
Мне совсем не хочется скатываться к скользким
рассуждениям. О любви лучше поговорить отдельно. Но важно понимать: ощущение
любви и чувство собственности - разные вещи. И совсем не обязательно идущие рядом. Детям нужно знать: любить – не значит владеть
кем-то. Последствия собственности в деле любви
всем нам хорошо знакомы с детства.
Или вот. Важный момент –
гармоничное восприятие мира во всем его многообразии. Давайте посмотрим, как
стыкуется с этим понятие гордости. Уж в этом мы примерами в образовании пресыщены.
Гордость нации, гордость достижениями, гордость школы, гордость родителей … Теперь взглянем на
оттенки. Разве мы используем гордость в таком контексте: «Смотрите, мы ведь это
сделали, так давайте поможем добиться
этого им!» Нет. Контекст явно иной – «А мы в этом лучше Вас, так что особенно
Вы там не кичитесь». Гордость в понятии общества –
похожа на прилично звучащий синоним слова «шовинизм». Мы полагаем, что гордость сближает людей? Если нет, тогда
непонятен смысл выработки этого ощущения. Я – русский, я – американец, а я сын
рабочего, я – потомок великого рода, мой ребенок лучший в классе и т.п.
Естественно это выражается в бизнесе и политике, и мы пожинаем плоды
бессмысленных доказательств первенства и поисков признаков превосходства.
Еще один интересный
элемент, связанный с воспитанием школой исключительно смиренного подхода:
-
На вас
бросается пьяный и возмущенный чем-то человек – что предлагается делать в этом
случае?
-
А если
посягают на вашу фирму, Ваше государство или на Вашу семью?
-
Или попирают
Ваши социальные права – отказаться от их осуществления и защиты?
Нет,
дети! Надо защищаться, только используя «цивилизованные» методы.
Но
смею Вас уверить, что использование так называемого «мирного» правосудия – акт
того же насилия, одобренного обществом. Т.к. невыполнение решения суда
предполагает ПРИНУЖДЕНИЕ виновного отнюдь не методами, взывающими к
нравственности.
Как стыкуется понятие
«гуманность» и «ненасилие» с необходимостью убоя птицы или скота для
использования в пищу? Не думаем же мы, что животные с радостью идут под нож.
Любящая домочадцев мама чистит свежую рыбу, которая еще трепещется. И не испытывает
ужас лишь потому, что не слышит крика этой рыбы. И что, м.б.
не стоит больше готовить такие блюда?
Неприятные вопросы… Но когда мы ограничиваемся в написании картины жизни
только одной частью, это порождает неприятные последствия. Вы ведь знаете, что
любая однобокость будет упорно вызывать в человеке дискомфорт от противоречий
собственного мировоззрения и действительности.
Человека
в основном обучают тому, как должно быть, к чему надо стремиться. Ну, а если
как-то не получается? Типичные решения: «надо стараться», или «да брось ты -
это не для тебя». Ладно, с собой как-то можно справиться. А когда вокруг тебя
другие делают НЕ ТАК, как ты рассчитывал?! Что тогда? Вот здесь
начинаются советы доброжелателей или «бывалых».
Готовы ли
люди к смерти и бедам своих близких?
Т.е. знают ли они, что делать, как облегчить время потерь? Или, скажем, готовы
они распорядиться внезапно полученным наследством, наградой или справиться с
неожиданными положительными перспективами? НЕТ.
Скорее всего, наше
образование дает подготовку только к тому, что человек ОЖИДАЕТ! И очень мало ученик получает знаний о том, ЧТО ДЕЛАТЬ с
произошедшим, КОТОРОЕ НЕ ВПИСЫВАЛОСЬ В ЕГО ОЖИДАНИЯ.
В какой-то момент человек неожиданно попадает в
вагон, который увозит его через территории
неуверенности, страха и негативных суждений … поездка сопровождается
сочувствием друзей и неодобрительными
возгласами противников… и очень быстро и незаметно можно попасть в такое место,
откуда обратный билет покупают у психотерапевтов и невропатологов.
А
иногда у тюремных надзирателей или священников.
Но
с билетами всегда ощущается дефицит и не всем удается покинуть это гиблое место.
Мы более или менее учим детей разбираться в классической физике. Но если бы
кто-то рассказывал им, что не только мир плотный имеет свои законы, но и мир
тонкий. Если в плотном мире одноименные заряды отталкиваются, то в мире
бестелесном ПОДОБНОЕ ПРИТЯГИВАЕТ ПОДОБНОЕ. Все мы это используем, когда
общаемся «по интересам». Но мало кому приходит в голову, что негативная мысль
действует, так же как и позитивная. Т.е. негатив притягивает негатив. А это на
технократическую логику европейского человека укладывается гораздо доходчивее,
чем фраза «не говори плохо, иначе тебе это воздастся».
Существует показательная альтернативная
позиция в стиле мышления:
1) кто-то ищет противоречия в планах, схемах,
законах, действиях
2) другие сосредотачиваются на поиске решений
Скажите насколько важно акцентировать
внимание на том, КТО ВИНОВАТ?
Что приближает к цели – вопрос КТО ВИНОВАТ
или ЧТО ДЕЛАТЬ?
Очень бы хотелось видеть людей осознанно
воспринимающих то, что они оценивают как «негативное» или «плохое». Ребенок
должен знать, что в году не может быть 365 дней с мороженым, весельем и
песнями. Ему нужно усвоить – ошибки, это НЕИЗБЕЖНАЯ часть его жизни, а не
наказание господне или ущербность личности.
И что он их будет совершать. Но важно не то, что случится,
важно то, что человек выберет делать со
случившимся! И ребенок должен понимать – он может делать превосходно
ТОЛЬКО НЕКОТОРЫЕ вещи, а не лезть из кожи, пытаясь быть суперменом. Пусть он
ищет и развивает свои лучшие способности. Они у каждого РАЗНЫЕ!
Сейчас я нарисую эпизод, происходящий,
наверное, во всех коллективах.
На работу приходит новый человек, ему дают
задачу, он принимается за ее выполнение. Демонстрируя свое рвение и готовность
оправдать доверие.
Но гордость за свою подготовку и опыт понемногу спадает при появлении проблем. К
примеру:
-
кто-то
из коллег просто не сделал связанных с задачей дел
-
чего-то
не хватает для решения
-
начальство
не уточнило важный момент (а как же! начальник все знает, нас так учили)
И все дело начинает потихоньку разваливаться,
утаскивая за собой уравновешенное состояние новичка.
Что делать в этом случае?
ПОЧЕМУ НИКТО и НИКОГДА ни в школе, ни в вузе
не объясняет, КАК ДВИГАТЬСЯ К ЦЕЛИ. В том числе, к выполнению
неожиданно возникающих задач (здесь я целью называю проблему, имеющую несколько
вариантов решения, а задачей – только один)
Да, ведь учат составлять планы. Но это не
планы – это расписания!
Сначала – делаем это, в 11 часов выполняем
вот то, а в 11-40 необходимо заняться вот этим. Сколько уроков у нас? Пять… Какие из них важнее? Да все вроде бы важные. Значит надо
последовательно приступить к выполнению домашнего задания по каждому предмету.
А кстати, с каких начинать? С самых трудных или
побыстрее разделаться с легкими, чтобы не мешали, Анна Ахматовна?
-
Как тебе
удобнее будет, Борис, так и делай…
И НИКАКИХ навыков в определении
меняющихся приоритетов: Вася, а ты это почему не сделал? –Так Вы ж, еще одно задание поручили! …откуда я знал, что
важнее?
Дальше – хуже.
Возникает какая-то помеха. Что теперь? Как с ней
справиться? Здесь полный «0». И даже минус! Начинается экспромт… Но согласитесь, для превосходного исполнения экспромта
необходимо быть гением того жанра, в котором человек начинает импровизировать!
Возьму на себя смелость утверждать (взяв, к
примеру, выводы Аюрведы), что гениальность не распространяется на одно и то же
качество у всех личностей. У каждого свой набор уникальных способностей.
Каждый из нас художник, который отражает
окружающий мир. У кого-то лучшее отражение – краски на холсте, другой пишет
картины из слов. Третьи тонко осязают, как точно должна быть установлена мелкая
деталь в недоступном глазу месте… А иные демонстрируют
идеальную гамму эмоционального и ментального восприятия. Причем таких дел,
которые они ВЫНУЖДЕНЫ делать волею судьбы, о ком мы говорим «несут свой крест».
Я привел лишь малую толику ситуаций,
возникающих в жизни. Но скажите, насколько мы все готовы осознанно действовать
в них? А если готовы, то откуда мы брали знания об этом?
Теперь попробуем погрузиться в глубину времен
и посмотреть: есть ли что-то новое в подобных вопросах.
И неужели никто не давал на них практичных
ответов на протяжении тысячелетий?
Кстати сказать, когда человек, решая очень
серьезную проблему, исчерпывает все возможные (на его взгляд) варианты – он
скорее пойдет в церковь, чем в Академию Наук. Но церковь дает не знания, она
старается облегчить и успокоить душу.
Есть одна идея о том, почему многие древние
знания обладают поражающей глубиной. Не потому ли, что люди могли
наблюдать закономерности мироздания, не отвлекаясь на уразумение массы
технических новшеств.
Человеку приходится искать свое место в обществе, а значит, приходится определять
какое место в своей душе и своем сердце он отводит окружающему миру. Но почему
же мы не говорим ни ребенку, ни взрослому –
о том, какую часть души занимает он САМ?
Разве мы откровенно делаем акценты на том,
что Иисус или Петр I не
вписывались в традиции приличия и общественного спокойствия? Не стоит ли
подготовить ребенка к тому, что невозможно угождать всем.
А чувство «долга» и «правила приличия» совсем
не значат, что нужно наступить на горло своим мечтам и стремлениям.
Имеет ли смысл говорить о работе, которой
«можно гордиться» и той, которой следует избегать?
В жизни происходит много неожиданных
и одновременно жёстких поворотов судьбы. Кто-нибудь может гарантировать, что
человек будет цел и невредим, что государственный строй обещает ему
стабильность, что на работе и в жизни будет справедливое отношение и оценка,
сопровождающиеся постоянным восторгом его персоной со стороны окружающих?
НИКТО НЕ В СИЛАХ ЭТО ГАРАНТИРОВАТЬ ИЛИ
ОБЕСПЕЧИТЬ.
Может быть, это зависит от количества денег?
Не-е-е-т. Это зависит от того, знает ли
человек, из чего состоит жизнь и умеет ли он находить в ней гармонию черного и
белого. Можете попытаться найти другой ответ.
… однажды в
серый день уже становится невозможно делать, что было мило сердцу, или к чему
ты так привык… Что же дальше?.. жизнь начинает захлебываться в тягостной оценке
невезения или жестокости судьбы.
Вот с этого
момента часто начинается новая история. Новый поиск. Новые знания и новые
успехи… И
содрогание от мысли: БОЖЕ, НУ ПОЧЕМУ ЖЕ ЭТОМУ НАС НИКТО НЕ УЧИЛ! Сколько
потерь удалось бы избежать, и без надрыва расставаться с тем, чего не вернуть.
Не знаком ли
Вам этот сценарий?
Красивая цитата:
Глухонемой язык поражения - это
самый простой и доходчивый язык в мире. Это универсальный язык, на котором
Природа взывает к нам, когда мы не слушаем призывов на всех других языках. –
Наполеон Хилл
Наша жизнь имеет свои сезоны, каждый из
которых мы проходим не один раз. Надо просто научиться жить в соответствие со
временем. И система образования может выступить здесь в роли «пятого элемента» (см.
ссылку).
В ЗАВЕРШЕНИЕ:
- Что Вы положите на чашу весов, чтобы дать
ребенку СВОЕВРЕМЕННЫЕ знания о том, КАК ЖИТЬ? Спросите себя.
В любом случае недостающим знаниям всегда
научит жизнь.
Но кроме наших близких
есть еще нечто не менее важное: это (радость и мечты, боль и слезы) человека,
которого Вы каждый день видите в своем зеркале!
Было бы замечательно, если обо
всем этом мы начали бы говорить с детьми уже в школе.
Что же… вот мы с вами и прожили эти 10 минут…
Благодарю Вас за терпение и внимание.
Хочу только добавить, я бы с удовольствием
отдал другим то, что удалось обнаружить за свой недолгий
жизненный путь, если Вы сочтете такое возможным.
Пусть другие получат это своевременно.
Желаю Вам удачного выбора и душевного
равновесия.
А.Капитан.