goldratio@narod.ru

http://goldratio.narod.ru

LIFE - MANAGEMENT©

 (частный взгляд на встрече с педагогами системы глобального образования)

 

 

Во-первых, я хотел бы искренне поблагодарить за оказанное мне доверие и предоставленную возможность занять Вас своими скромными наблюдениями и размышлениями.

И, в свою очередь, постараюсь не злоупотреблять Вашим добрым расположением.

 

Любой человек, встречая кого-то в первый раз, невольно спрашивает себя:

- А почему я должен его слушать? И зачем все это нужно мне?

Лучше ответить на эти вопросы сразу.

Кто я такой? С точки зрения социальной значимости - НИКТО, Капитан Nemo.

Или, скажем,  - я маленькая частица окружающего вас мира, и эта частица не собирается посягать на ваши ценности и достижения:

1) у меня около 10-15 минут, в течение которых я не буду напрягать вас строгостью теоретических формулировок или потрясающими идеями

2) мы с вами попробуем обратить внимание на свою жизнь и вопросы, которые приходится решать каждому  повторюсь - каждому из нас)

3) Вы сможете убедиться, что те же проблемы возникают у наших детей, и они также как и мы ищут пути решения. И так же, как и мы с Вами порой заявляют: "Да-а-а-а, если бы я знал об этом раньше!"

4) я продемонстрирую Вам - что происходит в жизни и на работе с людьми, считающимися нашим обществом "подготовленными к жизни".

Но самое радостное в моих мыслях - надежда на то, что развивающиеся технологии обучения приведут к необходимым знаниям и удостоятся искренних аплодисментов.

 

…есть одна просьба - попробуйте больше прислушиваться к себе, нежели к моему изложению.

 

Я расскажу вам несколько обычных историй, и мы сможем вместе порассуждать -

- а как, собственно, искать ответы на некоторые вопросы

- удалось ли кому-нибудь из нас избежать этих тем в жизни

- дает ли наша система образования нужные решения

- так ли уж новы подобные знания в истории человечества

Давайте вспомним – когда в нашей жизни мы начинаем ощущать появление проблемы? Когда нам больно, неприятно, дискомфортно и, когда мы знаем, что считать проблемой.

А закладываются они уже тогда, когда мы впитываем с детства образы «хорошо-плохо». 

Но хорошо или плохо – это оценки, устоявшиеся в обществе, которые могут меняться и меняются.

А почему бы не дать ребенку следующую картину: нет ни плохого, ни хорошего – есть последствия. Тогда ему придется сосредоточиться на том, готов ли он принять эти последствия?

Вместо этого люди озабочены сортировкой ярлыков. И замыкаются в пространстве приличий, зачастую объясняя свой выбор тем, что «так надо».

 

Есть, безусловно, общечеловеческие ценности, но и здесь мы умудряемся приспособить их для собственного удобства:

Скажите, хорошо ли любить прекрасное? …-Да.

А любовь к человеку, какое место занимает  она в школьной программе? - Очень даже существенное.

 Можно ли любить ребенка? - Да. А второго? - Ну, естественно.

Может ли нравиться цветок…, а много цветов? Хорошо, что тебе нравятся цветы? - Хорошо.

Тогда скажите - нужно ли подавлять чувство любви? Смешной вопрос, не правда ли? Но смех превращается в негодование, когда избранные произведения искусства диктуют нам иную трактовку любви в отношении мужчины и женщины. А вот здесь, видите ли, нельзя так, здесь нужно подавлять (или скрывать) чувство любви или рвать отношения… Т.е. так любить другого - это плохо, так нельзя. Если уж ты кого-то любишь, то будь добр, больше никого не замечать. Ты – принадлежишь мне!

-          Иисус, ты любишь этих людей?! Ты же нас любишь, значит, не должен любить других. Иначе, какая это любовь! К тому же они римляне, что ты в них нашел! Не хо-ро-шо-о-о…

 

Мне совсем не хочется скатываться к скользким рассуждениям. О любви лучше поговорить отдельно. Но важно понимать: ощущение любви и чувство собственности - разные вещи. И совсем не обязательно идущие рядом. Детям нужно знать: любить – не значит владеть кем-то. Последствия собственности в деле любви  всем нам хорошо знакомы с детства.

 

Или вот. Важный момент – гармоничное восприятие мира во всем его многообразии. Давайте посмотрим, как стыкуется с этим понятие гордости. Уж в этом мы примерами в образовании пресыщены. Гордость нации, гордость достижениями, гордость школы, гордость родителей  Теперь взглянем на оттенки. Разве мы используем гордость в таком контексте: «Смотрите, мы ведь это сделали,  так давайте поможем добиться этого им!» Нет. Контекст явно иной – «А мы в этом лучше Вас, так что особенно Вы там не кичитесь». Гордость в понятии общества – похожа на прилично звучащий синоним слова «шовинизм». Мы полагаем,  что гордость сближает людей? Если нет, тогда непонятен смысл выработки этого ощущения. Я – русский, я – американец, а я сын рабочего, я – потомок великого рода, мой ребенок лучший в классе и т.п. Естественно это выражается в бизнесе и политике, и мы пожинаем плоды бессмысленных доказательств первенства и поисков признаков превосходства.

 

Еще один интересный элемент, связанный с воспитанием школой исключительно смиренного подхода:

-          На вас бросается пьяный и возмущенный чем-то человек – что предлагается делать в этом случае?

-          А если посягают на вашу фирму, Ваше государство или на Вашу семью?

-          Или попирают Ваши социальные права – отказаться от их осуществления и защиты?

Нет, дети! Надо защищаться, только используя «цивилизованные» методы.

Но смею Вас уверить, что использование так называемого «мирного» правосудия – акт того же насилия, одобренного обществом. Т.к. невыполнение решения суда предполагает ПРИНУЖДЕНИЕ виновного отнюдь не методами, взывающими к нравственности.

 

Как стыкуется понятие «гуманность» и «ненасилие» с необходимостью убоя птицы или скота для использования в пищу? Не думаем же мы, что животные с радостью идут под нож.

Любящая домочадцев мама чистит свежую рыбу, которая еще трепещется. И не испытывает ужас лишь потому, что не слышит крика этой рыбы. И что, м.б. не стоит больше готовить такие блюда?

Неприятные вопросы… Но когда мы ограничиваемся в написании картины жизни только одной частью, это порождает неприятные последствия. Вы ведь знаете, что любая однобокость будет упорно вызывать в человеке дискомфорт от противоречий собственного мировоззрения и действительности.

 

Человека в основном обучают тому, как должно быть, к чему надо стремиться. Ну, а если как-то не получается? Типичные решения: «надо стараться», или «да брось ты - это не для тебя». Ладно, с собой как-то можно справиться. А когда вокруг тебя другие делают НЕ ТАК, как ты рассчитывал?! Что тогда? Вот здесь начинаются советы доброжелателей или «бывалых».

Готовы ли люди к смерти и бедам своих близких? Т.е. знают ли они, что делать, как облегчить время потерь? Или, скажем, готовы они распорядиться внезапно полученным наследством, наградой или справиться с неожиданными положительными перспективами? НЕТ.

Скорее всего, наше образование дает подготовку только к тому, что человек ОЖИДАЕТ! И очень мало ученик получает знаний о том, ЧТО ДЕЛАТЬ с произошедшим, КОТОРОЕ НЕ ВПИСЫВАЛОСЬ В ЕГО ОЖИДАНИЯ.

 

В  какой-то момент человек неожиданно попадает в вагон, который увозит его через территории   неуверенности, страха и негативных суждений … поездка сопровождается сочувствием  друзей и неодобрительными возгласами противников… и очень быстро и незаметно можно попасть в такое место, откуда обратный билет покупают у психотерапевтов и невропатологов.

А иногда у тюремных надзирателей или священников.

Но с билетами всегда ощущается дефицит и не всем удается покинуть это гиблое место.

 

Мы более или менее учим детей разбираться в классической физике. Но если бы кто-то рассказывал им, что не только мир плотный имеет свои законы, но и мир тонкий. Если в плотном мире одноименные заряды отталкиваются, то в мире бестелесном ПОДОБНОЕ ПРИТЯГИВАЕТ ПОДОБНОЕ. Все мы это используем, когда общаемся «по интересам». Но мало кому приходит в голову, что негативная мысль действует, так же как и позитивная. Т.е. негатив притягивает негатив. А это на технократическую логику европейского человека укладывается гораздо доходчивее, чем фраза «не говори плохо, иначе тебе это воздастся».

 

Существует показательная альтернативная позиция в стиле мышления:

1)      кто-то ищет противоречия в планах, схемах, законах, действиях

2)      другие сосредотачиваются на поиске решений

Скажите насколько важно акцентировать внимание на том, КТО ВИНОВАТ?

Что приближает к цели – вопрос КТО ВИНОВАТ или ЧТО ДЕЛАТЬ?

 

Очень бы хотелось видеть людей осознанно воспринимающих то, что они оценивают как «негативное» или «плохое». Ребенок должен знать, что в году не может быть 365 дней с мороженым, весельем и песнями. Ему нужно усвоить – ошибки, это НЕИЗБЕЖНАЯ часть его жизни, а не наказание господне или ущербность личности.  И что он их будет совершать. Но важно не то, что случится, важно то, что человек выберет делать со случившимся! И ребенок должен понимать – он может делать превосходно ТОЛЬКО НЕКОТОРЫЕ вещи, а не лезть из кожи, пытаясь быть суперменом. Пусть он ищет и развивает свои лучшие способности. Они у каждого РАЗНЫЕ!

 

Сейчас я нарисую эпизод, происходящий, наверное, во всех коллективах.

На работу приходит новый человек, ему дают задачу, он принимается за ее выполнение. Демонстрируя свое рвение и готовность оправдать доверие.

Но гордость за свою подготовку и опыт  понемногу спадает при появлении проблем. К примеру:

-          кто-то из коллег просто не сделал связанных с задачей дел

-          чего-то не хватает для решения

-          начальство не уточнило важный момент (а как же! начальник все знает, нас так учили)

И все дело начинает потихоньку разваливаться, утаскивая за собой уравновешенное состояние новичка.

Что делать в этом случае?

ПОЧЕМУ НИКТО и НИКОГДА ни в школе, ни в вузе не объясняет, КАК ДВИГАТЬСЯ К ЦЕЛИ. В том числе, к выполнению неожиданно возникающих задач (здесь я целью называю проблему, имеющую несколько вариантов решения, а задачей – только один)

Да, ведь учат составлять планы. Но это не планы – это расписания!

Сначала – делаем это, в 11 часов выполняем вот то, а в 11-40 необходимо заняться вот этим. Сколько уроков у нас? Пять… Какие из них важнее? Да все вроде бы важные. Значит надо последовательно приступить к выполнению домашнего задания по каждому предмету. А кстати, с каких начинать? С самых трудных или побыстрее разделаться с легкими, чтобы не мешали, Анна Ахматовна?

-          Как тебе удобнее будет, Борис, так и делай…

И НИКАКИХ навыков в определении меняющихся приоритетов: Вася, а ты это почему не сделал? –Так Вы ж, еще одно задание поручили! …откуда я знал, что важнее?

Дальше – хуже.

Возникает какая-то помеха. Что теперь? Как с ней справиться? Здесь полный «0». И даже минус! Начинается экспромт… Но согласитесь, для превосходного исполнения экспромта необходимо быть гением того жанра, в котором человек начинает импровизировать!

Возьму на себя смелость утверждать (взяв, к примеру, выводы Аюрведы), что гениальность не распространяется на одно и то же качество у всех личностей. У каждого свой набор уникальных способностей.

Каждый из нас художник, который отражает окружающий мир. У кого-то лучшее отражение – краски на холсте, другой пишет картины из слов. Третьи тонко осязают, как точно должна быть установлена мелкая деталь в недоступном глазу месте… А иные демонстрируют идеальную гамму эмоционального и ментального восприятия. Причем таких дел, которые они ВЫНУЖДЕНЫ делать волею судьбы, о ком мы говорим «несут свой крест».

 

Я привел лишь малую толику ситуаций, возникающих в жизни. Но скажите, насколько мы все готовы осознанно действовать в них? А если готовы, то откуда мы брали знания об этом?

Теперь попробуем погрузиться в глубину времен и посмотреть: есть ли что-то новое в подобных вопросах.

И неужели никто не давал на них практичных ответов на протяжении тысячелетий?

Кстати сказать, когда человек, решая очень серьезную проблему, исчерпывает все возможные (на его взгляд) варианты – он скорее пойдет в церковь, чем в Академию Наук. Но церковь дает не знания, она старается облегчить и успокоить душу.

Есть одна идея о том, почему многие древние знания обладают поражающей глубиной. Не потому ли, что люди могли наблюдать закономерности мироздания, не отвлекаясь на уразумение массы технических новшеств.

 

Человеку приходится искать свое место  в обществе, а значит, приходится определять какое место в своей душе и своем сердце он отводит окружающему миру. Но почему же мы не говорим ни ребенку, ни взрослому –  о том, какую часть души занимает он САМ?

Разве мы откровенно делаем акценты на том, что Иисус или Петр I не вписывались в традиции приличия и общественного спокойствия? Не стоит ли подготовить ребенка к тому, что невозможно угождать всем.

А чувство «долга» и «правила приличия» совсем не значат, что нужно наступить на горло своим мечтам и стремлениям.

 

Имеет ли смысл говорить о работе, которой «можно гордиться» и той, которой следует избегать?

В жизни происходит много неожиданных и одновременно жёстких поворотов судьбы. Кто-нибудь может гарантировать, что человек будет цел и невредим, что государственный строй обещает ему стабильность, что на работе и в жизни будет справедливое отношение и оценка, сопровождающиеся постоянным восторгом его персоной со стороны окружающих?

НИКТО НЕ В СИЛАХ ЭТО ГАРАНТИРОВАТЬ ИЛИ ОБЕСПЕЧИТЬ.

Может быть, это зависит от количества денег?

Не-е-е-т. Это зависит от того, знает ли человек, из чего состоит жизнь и умеет ли он находить в ней гармонию черного и белого. Можете попытаться найти другой ответ.

 

… однажды в серый день уже становится невозможно делать, что было мило сердцу, или к чему ты так привык… Что же дальше?.. жизнь начинает захлебываться в тягостной оценке невезения или жестокости судьбы.

Вот с этого момента часто начинается новая история. Новый поиск. Новые знания и новые успехи  И содрогание от мысли: БОЖЕ, НУ ПОЧЕМУ ЖЕ ЭТОМУ НАС НИКТО НЕ УЧИЛ! Сколько потерь удалось бы избежать, и без надрыва расставаться с тем, чего не вернуть.

Не знаком ли Вам этот сценарий?

 

Красивая цитата:

Глухонемой язык поражения - это самый простой и доходчивый язык в мире. Это универсальный язык, на котором Природа взывает к нам, когда мы не слушаем призывов на всех других языках. – Наполеон Хилл

 

Наша жизнь имеет свои сезоны, каждый из которых мы проходим не один раз. Надо просто научиться жить в соответствие со временем. И система образования может выступить здесь в роли «пятого элемента» (см. ссылку).

 

В ЗАВЕРШЕНИЕ:

- Что Вы положите на чашу весов, чтобы дать ребенку СВОЕВРЕМЕННЫЕ знания о том, КАК ЖИТЬ? Спросите себя.

В любом случае недостающим знаниям всегда научит жизнь.

Но кроме наших близких есть еще нечто не менее важное: это (радость и мечты, боль и слезы) человека, которого Вы каждый день видите в своем зеркале!

 

Было бы замечательно, если обо всем этом мы начали бы говорить с детьми уже в школе.

Что же… вот мы с вами и прожили эти 10 минут…

Благодарю Вас за терпение и внимание.

Хочу только добавить, я бы с удовольствием отдал другим то, что удалось обнаружить за свой недолгий жизненный путь, если Вы сочтете такое возможным.

Пусть другие получат это своевременно.

 

Желаю Вам удачного выбора и душевного равновесия.

А.Капитан.

 

goldratio@narod.ru

Сайт создан в системе uCoz