Фонд
«Золотое Сечение», г. Санкт-Петербург
«ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ»
(о нескольких приоритетах
системы образования)
Присмотревшись к различным подходам
в учебном процессе, можно выделить четыре акцента:
Смена государственного курса, целей и приоритетов сразу же меняет требования к подготовке и обучению граждан. Любой правитель (или власть) должен опираться на людей, которые оптимально подготовлены к выполнению его программ. Это главная цель, которую будет проводить и поддерживать любое правительство в системе образования. Кроме того, государству нужны законопослушные граждане.
Конкретному работодателю требуются люди, которые
позволяют ему достичь максимальных целей в бизнесе (или социальной сфере). При
этом работодатель вынужден опираться на установленные государством «правила
игры», защищать свою собственность и свое положение, позволяющее это делать.
Родители, исходя из установившейся в государстве системе ценностей, желают, чтобы их чадо испытывало меньше невзгод и было бы конкурентоспособным (как минимум для получения стабильной и хорошо оплачиваемой работы)
Связующим звеном этих четырех
«стихий» является сама система образования.
Этот «пятый элемент»
объединяет в различных соотношения четыре исходных, каждый из которых имеет
свои наиболее важные требования. Причем любая школа готовит собственный эликсир
знаний из отмеченных ингредиентов.
Анализируя учебные программы, стоит заметить, что четвертый «элемент»,
мало меняется от политических или географических условий. Эти знания существуют
веками. Что интересно, эта четвертая часть знаний (лучше было бы поставить ее
первой) важна для самого человека. А для государства и работодателя это
второстепенно. Родители, безусловно, хотели бы, чтобы ребенок знал ответы на
вопросы жизни. Но государство, бизнес и средства массовой информации формируют
свою систему ценностей, которая волей-неволей отражается в сознании родителей.
Поэтому третий и второй «элементы» – основаны
на материальной собственности и применении «правил игры», которые диктует
государство. Основные подходы здесь изменяются в соответствие со сменой системы
ценностей в обществе.
Первый «элемент» – меняется
со скоростью смены правительственных программ и целей.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ – тот «пятый элемент», который может управлять приоритетом четырех других
P.S. Надо отметить, что есть еще одна составляющая,
о которой я не упомянул. Это само общество.
Так
или иначе, общество (в отличие от государства) формирует неписаные законы -
правила этикета и понятия «хорошо-плохо». При этом общество исходит из желания
устроить себе удобное существование. Все это, безусловно, попадает и в
образовательный процесс.